tedronai: (Lola3)
[personal profile] tedronai

P.S. - то бишь - "посмертно". Написано многие годы спустя.

.......Уж не помню, кто, сказал: «Герои не умирают - они живут в своих продолжениях». Золотые слова! Здесь, в Чистилище, это понимаешь рано или поздно. Но всё - по порядку.

Как выяснилось, попы не врали. Вернее - врали, и много - да не всё. А кое-о-чем - и не догадывались. А может - и догадывались, да поверить не могли. Я тут кучу попов расспросил - так что знаю, о чём говорю.

...Едва в глазах моих померк свет - где-то вдали разгорелся новый, и я устремился к нему, в точности, как в детском сне: по воздуху и - вперёд ногами. Ну, думаю, всё: как говорят пруссаки - капут пришёл: сейчас попаду прямиком в местный трибунал, а оттуда - в геенну огненную... Как бы не так: тут встречают иначе. Хотя некое зерно правды в поповских пугалках есть. Да ещё и какое!

В общем, меня встретили «свои». В смысле - французы, убитые, казнённые и просто помершие во время Революции. Кто-то приветствовал меня, кто-то проклинал - и вскорости разразилась драка. Но перебить друг друга вторично мы не успели - явились Александр Македонский с Юлием Цезарем - и «надавали нам по рогам». Оказывается, здесь порядок такой: кто дольше на небесах пробыл - тому и окорачивать буйных новичков, пока страсти не улягутся и не заживём мы тихой человеческой жизнью. Чистилище - оно как Земля, только нищеты с голодухой нет - и войны, так сказать, непопулярны. Зачем мы здесь сидим? Для переосмысления жизни. Кто переосмыслил - тому дорога в Рай. Говорят, там всё - иначе, ангелы летают, мощь и красота. К тому же - работы много. К нам оттуда приходят порой, нас наставлять, и силятся рассказать, как оно там - да слов не хватает. Говорят, сами увидите, а про работу - улыбаються. Иные, кому давно в Рай пора - едва ль не постоянно здесь толкутся. В основном это исторические деятели, вроде Македонского - долг они такой на себя взяли, мол, часто их на Земле поминают - надо достойными быть. Надо же, прав оказался мой старый приятель - знаток Востока... Помниться, он мне много рассказывал - про буддизм да про ботхисатв, что нирвану покидают ради спасения людей... Сам он, как выяснилось, прямиком в Рай двинул, и носа оттуда не кажет, сволочь... Но я отвлёкся.

Чем занимается в Чистилище народ? По большей части - тем, что не успел на Земле. Влюблённые - встречаются, болтуны - болтают, художники - рисуют, а все остальные - ходят друг другу в гости да кучкуются - в точности, как наши парижские политические клубы. Правда, состав их... расскажи мне такое кто на Земле - решил бы, что человек спятил. Шарлотта Кордэ с Робеспьером чаи гоняют - вам этого достаточно, или ещё примеры привести?

Но главных развлечений здесь два - писать мемуары и подглядывать земные события. Ангельская братия считает - то и другое душеполезно, особенно - первое. Я же, грешным делом, в основном занимался вторым, пока однажды ко мне не завалил его величество король Людовик Шестнадцатый. Вернее - пока я сам не затащил его к себе домой за закорки. А дело было так:

Красавчик наш, Сен-Жюст, в Чистилище преобразился из «ангела смерти» обратно в ловеласа. И соблазнил не кого-нибудь, а Марию-Антуанетту. На супруга её (даром что он сам не без греха), сие подействовало сокрушительно. Сначала он ворвался к Робеспьеру - и нарвался на вполне закономерный ответ: «Гражданин король, здесь я Антуану не указ, и вообще - не мешайте чай пить».

Потом на улице он встретил кающегося Шабо - и вместе они надрались в стельку - прямо под моими окнами. Пью я, значит, кофей - а с улицы - вопли: «Это я во всём виноват! Нет - я!!!». Выглядываю. Вижу обеих персон в обнимку с фонарём. «Ну, думаю - куда Цезарь смотрит? Вмешаться, что ли?»

Пока я спускался, Шабо увели какие-то санкюлоты. А короля - оставили. Безобразие!

- Гражданин Капет, довольно фонарь подпирать, пошли ко мне!

Он смотрит на меня - словно видит впервые.

- Фукье-Тэнвиль, это ты?

- Нет, мой призрак.

- Ладно...

Едва переступив порог, он выхлестал из горлышка бутылку моего любимого «Бордо» и бросился в объятия.

- Ты один меня поймёшь, ты один! Лучше б он меня снова казнил, лучше бы ты меня снова казнил!!! Где гильотина?

- Нету! Могу предложить верёвку с мылом - только здесь это бесполезно. Мы же бессмертны!

- Ах, да... - обречённо говорит его величество и валиться на диван. А я остаюсь в раздумии на бездыханным королевским телом. И тут меня прорывает.

Остывшую чашку кофе дополняет вторая - горячая, и я сажусь писать.

...Идиоты! Какие же мы все были идиоты! И роялисты, и якобинцы и «бешеные»! Но жирондисты... они превзошли всех!

...Здесь принято сокрушаться о собственных грехах, а чужие - прощать. Но ныне дух Революции вновь осенил меня - и я скажу всё, что думаю о том, что после моей смерти свершилось на Земле. Я не знаю, могло ли быть иначе. Взлелеянное Робеспьером Царство Разума вряд ли построишь с помощью гильотины. Да и моя диктатура, скорее всего, выродилась в тиранию - не при мне - так после моей смерти. Тут я намедни романчик читал - «1984» Джорджа Оруэлла. До чего ж похоже на то, что я жаждал - спаси и помилуй Верховное Существо! Да и дрыхнущий король со дворянами не мог предложить миру ничего, кроме своего свержения. Быть может, всё было б легче, пройди Революция чуть более мирно? Надо у вандейцев спросить, а то с чего это вдруг только нам отдуваться?

...Тот роковой выстрел Француа Клавье был не победою добра над злом, а началом такого кошмара, в сравнении с коим все наши бесчинства, по меткому выражению знаменитого пройдохи Остапа Бендера, «были безобидной игрой «в крысу».

...Сначала повстанцы распорядились «изловить и повесить» всех уцелевших монтаньяр и тех, кого посчитали таковыми (среди них оказался и доктор Дансени - не успел с деньгами смотаться, как говорят русские - «жадность фраера сгубила»). Потом - всех попрятавшихся «бешеных» (сволочи! Я их амнистировать хотел!). Гильотиной они брезговали, пользуя исключительно виселицу, но более всего они любили ссылки. На каторгу. Ах, простите - «на общественные работы».

...Имея под рукою армию каторжан, готовых вкалывать за кусок хлеба и призрак свободы, они в короткий срок восстановили Францию, после чего двинулись вОвне. При помощи пропаганды и разжигания революционных бурь, о чём мечтали всегда и чего, грешным делом, желал и я, они «зажгли пожар» едва ли не во всех сопредельных странах. А когда новая антифранцузская коалиция пошла на них войной - было поздно.

Они одерживали победу за победой, умело сочетая бунт и военный гений их генерала Бонапарта - и вскоре под пятой их военной республики оказалась вся Европа. Лишь Англия отбилась - ценою неимоверных жертв.

Потом они вторглись в Россию, массово плодя по дороге новых Разиных и Пугачёвых. После кровопролитнейших сражений взяли Москву, едва не уморили голодом Санкт-Петербург, умело направляя бесчинства народных атаманов - заполонили Поволжье и захватили Урал, где настигли и убили русского царя. Царя жаль - за три года до катастрофы он отменил крепостное право, учредил выборы в Сенат и провозгласил Конституцию...

...В Сибири русские попытались избрать нового царя - но его тут же сместила группа дворян-республиканцев. Бескровно так сместили - не чета нам. Я даже не удивился, когда среди «декабристов» (так назвало себя новое правительство Сибири), обнаружился старый знакомый Адам Люкс.

В Сибири Клавье с присными застрял. И повернул назад, решив, видимо, что мировую революцию в один день не сделаешь. Однако в Москве его ждал маленький, но закономерный сюрприз - пуля в лоб, выпущенная рукою генерала Бонапарта. Таковой тут же провозгласил себя императором и объявил.... царство Разума.

...Тут мой старый знакомый Дантон расхохотался, как это только он умеет: «Корону нацепил - значит, скоро конец мышке!» Так и получилось. Месяц спустя «декабристы» освободили Урал, подняв восстание среди каторжан. Потом полыхнуло Поволжье - атаманы возмутились явлением нового царя. Взбунтовалась Малороссия (ах, да, Украина. В переводе - «пограничье». Державе с таким названием палец в рот не клади!). Финны со шведами прорвали блокаду Петербурга. Бунт вспыхнул в самой Москве - повстанцы спалили родной город - но Бонапарта выперли.

С этого мига империя стала разваливаться. Бунт в Польше, бунт в Пруссии, Венгрии, Италии, Испании... Во Франции на краткий миг снова явилась монархия - но король (по совместительству - вождь повстанцев), тут же упразднил трон, заявив, что теперь-то грехи династии искуплены и впредь он желает быть лишь рядовым депутатом Конвента. Если, конечно, изберут... А сам император Бонапарт бесславно утонул в Березине, проиграв сражение петербургскому фельдмаршалу Кутузову и повстанцам-белорусам.

Ой, многим из нас казалось, что кошмар завершается. Но то было лишь начало! Новый пожар полыхнул из Москвы. Там, не мудрствуя лукаво, пошли по проторенной дорожке: избрали царя, царь созвал Сенат, сенат утвердил Конституцию, назначил выборы в Думу... и получил превеликое количество «собирателей земель русских» (Москва - третий Рим и всё такое).

Начали они с Петербурга (ставшего к тому времени «Республикой Северная Пальмира). Но Кутузов быстро привёл их в чувство. Тогда они переключились на Заволжскую Атаманщину - с тем же результатом. Царь, глядя на это непотребство, в знак протеста отрёкся от престола - но «собиратели» выбрали нового. И двинулись на Украину.

Киевские лидеры взяли за основу своего государства Античность. Агора там, стратеги и иже с ними. Вечно кто-то кого-то свергает - но на боеспособность населения это если и влияет - то лишь в благую сторону. В битве при Белгороде «москвичи» были отброшены, при Цимлянске - тоже. А «козаки», развоевавшись, погнали турок из Крыма (таковые под шумок захватили его в начале наполеоновской кампании), оттяпали у Польши Галицию и ещё кусок до реки Сян, далее пошли защищать Венгрию от Австрии, а потом встряли в конфликт чехов и словак. Тогда-то Шарлотта Кордэ (вместе с Сесиль геройски погибшая при взятии Парижа «королевскими повстанцами»), возьми да и скажи: «Это похоже на фитиль у пороховой бочки - и пламя подбирается к нам».

Как в воду глядела! Волна войн и революций накрыла Европу. Народ массово вкусил крови - и это ему понравилось. Перечислять все события тех лет - нет уж, увольте! Скажу лишь, что «непотопляемый» Адам Люкс, и в свои 82 года не зная покоя, сорвался из родной Сибири и погиб при обороне Мадрида от германцев. Францию они тогда уже захватили - но ненадолго. Их канцлер провозгласил себя королём - и «конец мышке» не заставил себя ждать. Кстати, при свержении этого «венцепросца» сложила голову та самая девчушка, что несла мне творения горе-карикатуриста Монтанэ. Её звали Женевьева, слышите!

Но революции не давали ни-черта: ни свободы, ни равенства, ни, тем паче, братства - одну только смерть. Либо одни банкиры с фабрикантами свергали других - либо озверелый народ пускал их под нож - и из его среды выдвигались новые богачи. И так - по кругу! По много раз! Как однажды сказал Робеспьер: «Нам говорят - вы гильотинировали мир. Но сами они его колесуют!»

На рубеже 19-го и 20-го веков войны выдохлись - но ненадолго. Появились какие-то «большевики», на манер «бешеных», только хуже. Сначала в них, как в опасность, никто не верил: мол, народ нынче битый, а значит - опытный. Зря не верили! Некто Ульянов по прозвищу Ленин: по происхождению - русский, по проживанию - немец, по убеждению - каннибал, учинил очередную революцию в Германии и началось такое, чему место разве что в аду, коего, как известно, нету (если не считать преисподней, где обитают одни лишь черти). Но то, чего нет, всегда можно построить. Скажем, на Земле...

Что западные, что восточные республики в пылу сражений крепко упускали из виду один факт: простой рабочий и простой крестьянин (не путать с «революционными горожанами»), по-прежнему беден и многократно обманут. Ленин поставил на санкюлотов - и победил.

Сначала мы думали, что он - «полу-Клавье - полу-Шабо». Но в сравнении с большевиками жирондисты были сущими детьми, а «бешеные» - безобидными мечтателями. Новая волна революций прокатилась по Европе - на этот раз с истреблением не партий - но классов, имущество коих не делиться меж повстанцами, но шло в некую «общенародную собственность». Частное предпринимательство было запрещено под страхом каторги, заводы, фабрики, вода и земля стали принадлежать только государству, все партии кроме большевиков - запрещены, печать - лишь государственная и строго-подцензурная, рабочий, крестьянин, инженер либо солдат получает фиксированную зарплату, независимо от пользы и трудолюбия (а нас-то за «ценовой максимум» ругали), да, народ с голодухи не мрёт - но не более! По сути - все находятся в положении рабов разной степени достатка, ибо всех и каждого контролирует государство. Пробиться к лучшей жизни возможно, лишь вступив в партию большевиков, то есть - стать соучастником террора и истребления. Истребления посредством каторжных лагерей невиданных размеров и жестокости. Теперь, когда настоящие враги закончились - в моде доносы на ни в чём не повинных граждан, кои пополняют армию рабов настоящих - каторжан без надежды на возвращение. ...В те дни запил Шабо - и не просыхает до сих пор.

Союз Коммун (так называется этот монстр), ныне захватил половину мира. Под пятою «человека в плаще с возвышенным челом» пребывают земли от Лиссабона до Перми и от Стокгольма - до Стамбула. Сам Ленин обретается неведомо где (что не мешает ему издавать один злодейский декрет за другим), северной Европой распоряжается некто Каменев (говорящая фамилия - сердце из камня), Европой восточной - демагог и кровопийца Троцкий, на Кавказе и в Азии - такой же упырь Сталин (прозвище - но очень точное), а у нас - Гитлер, сволочь столь совершенная, что раньше я думал - такие бывают лишь в сказках Шарля Перро, ну, в смысле, людоеды... ...ПАРИЖЕМ КОМАНДУЕТ ПРУССАК!!! Ах, простите, австрияка... Да, я забыл ещё одного - итальянца Муссолини. Ныне он успешно вершит революцию (то есть - освобождает от излишков богатства) многострадальную Африку - а себя считает едва ли не новым Цезарем...

Вне этого ада пока держится Америка, Япония (захватившая «революционный Китай»), Британия с союзной Индией (которая давно уже не колония) и «декабристская Сибирь». Эти - вообще герои, в союзе с японцами бьют в Поволжье «комуняк» в хвост и гриву. Особо отличается некий адмирал Колчак - молодец, одерживает победу за победой... вот только кого-то мне он напоминает....

А за океаном, где стараниями Союза «пожар мировой» вспыхнул в Латинской Америке, развоевались Соединённые Штаты. Давно ходил упорный слух, что у них вот-вот появиться некое «сверхоружие», работающее на расщеплении самой материи. Другие с ужасом говорят, мол, сверхоружие уже почти готово в Союзе. Я спросил Марата, он заинтересовался и обещал узнать. У него даже в Раю концы есть, «друг народа», всё ж... Узнал... прямо вчера явился - ни слова не говорит - только плачет...

Вот, собственно, и всё. Завтра вместе с его величеством (когда он протрезвеет), пойдём к Сесиль Воланж. Она у нас «Новый Монитор» издаёт, со всякими воспоминаниями да памфлетами. Может, и мою статью тиснет, а не тиснет - Эберу отдам, он что попало печатает - и правильно делает!. Ибо не только о своём прошлом думать надо - но и об общем будущем!

...А всё ж до чёртиков интересно: могла ли история пойти иначе?

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
121314151617 18
19 202122232425
2627282930  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 12th, 2026 04:04 am
Powered by Dreamwidth Studios